2013-01-17 21:46:34
ТОП-10 крупнейших банкротств-2012
«АэроСвит» – главный герой деловых новостей 2013 года в Украине. 29 декабря Хозсуд Киевской области открыл процедуру банкротства авиаперевозчика. В самой компании заявили, что речь идет о реформировании и на текущей работе это не отразится. Но впоследствии «АэроСвит» отменил десятки рейсов. Сумма задолженности авиакомпании – 4,2 млрд грн., ее активы оцениваются в 1,5 млрд грн.
Forbes составил рейтинг крупнейших банкротств Украины в 2012 г. Большинство из них были инициированы, чтобы отбиться от кредиторов или вывести хорошие активы на другие юрлица.
В Украине, в отличие от развитых стран, компании часто банкротят по инициативе самих собственников, не желающих возвращать долги. «Возможно, во всем виноват менталитет или просто сложившийся принцип, что по долгам платят «только дураки и слабаки», – говорит Анна Тищенко, советник практики разрешения споров МЮФ Integrites. – Так или иначе, но большая часть банкротств в Украине проводится с подачи фактического собственника банкрота – и в его интересах».
С началом процесса банкротства на выплату всех долгов и продажу имущества компании накладывается мораторий. Кому платить, а кому – нет, во многом решают управляющий процесса банкротства и комитет кредиторов. Если инициатором банкротства выступает связанная компания, а большинство в комитете кредиторов принадлежит родственным с будущим банкротом компаниям, то речь о «добросовестном» банкротстве, как правило, не идет.
Активы - себе, долги - кредиторам
Для пущего удобства задолженность перед связанным лицом даже можно специально создать. Именно так, к примеру, происходило банкротство компании «Бризпорт Украина», имущественного и финансового поручителя бывших собственников «Мега-Макса». Поводом для начала банкротства стала неуплата «Бризпортом» по векселям на сумму 300 млн грн. Притом, что векселя имели все признаки «мусорных», и уже в момент покупки этих векселей «Бризпорт» не имел средств на их оплату. «Очевидно, что целью этой сделки было искусственное создание финансовой задолженности общества в размере, который позволил бы получить большинство голосов в комитете кредиторов, и дальнейшее неисполнение прав некоторых из них», – рассказывает Тищенко.
В рейтинг попали компании, процедуры банкротства по которым были инициированы в 2012 г. Они отобраны на основе открытых данных и ранжированы по размеру оборота в 2011 г. (не учитывались компании, которые в течение нескольких лет до банкротства не вели хозяйственную деятельность).
«Сумыхимпром»
Оборот до банкротства – 2,2 млрд грн.
Банкротство одного из крупнейших в Украине производителей удобрений и двуокиси титана было открыто в январе 2012 года Хозяйственным судом Сумской области. Его инициировала в конце 2011 г. киевская компания «Промышленные инвестиции», связанная с главой Федерации работодателей Украины Дмитрием Фирташем.
Он же не скрывает и своего интереса к приватизации «Сумыхимпрома». Но, скорее всего, разгосударствление пройдет через процедуру банкротства. В ноябре 2012 г. суд утвердил «Промышленные инвестиции» в роли санатора.
Общий размер кредиторской задолженности «Сумыхимпрома» превышает 1 млрд грн., около 60% этой суммы приходится на родственные Фирташу структуры. Остальное – на коммерческие банки. Ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» уже заявила от их имени об уклонении «Сумыхимпрома» от выполнения своих кредитных обязательств.
«Мостобуд»
Оборот до банкротства — 532 млн грн.
Подрядчика строительства мостов в Киеве и Запорожье – компанию «Мостобуд» – в 2012 году постигли сразу несколько неприятностей. Первое дело о банкротстве было открыто в сентябре по иску компании-металлоторговца «УГМК». Источник Forbes в «Мостобуде» утверждает, что так трейдер хотел выбить долг в размере менее 1 млн грн. за поставленный для строительства киевских мостов металл.
Советник главы набсовета «Мостобуда» Виктор Коробков объясняет задержки платежей тем, что с компанией с опозданием рассчитывается государство за выполненные работы.
Долг перед «УГМК» был погашен, а дело закрыто. Но в ноябре подоспело второе – от «УниКредит Лизинг», входящего в UniCredit Group. Как и в предыдущем случае, кредитор, играя мускулами, пытается выбить долг. Он также невелик – всего 1,2 млн грн.
Краматорский металлургический завод им. Куйбышева
Оборот до банкротства – 150 млн грн.
Когда Хозяйственный суд Донецкой области в декабре признал банкротом и открыл ликвидационную процедуру ОАО «Краматорский металлургический завод им. Куйбышева», это стало новостью лишь для тех, кто раньше никогда не слышал о таком предприятии. Еще в 2011 г., в рамках предыдущего дела о банкротстве, активы были выведены в ООО «Краматорский ферросплавный завод» и ООО «Краматорский металлопрокатный завод».
Такой исход стал результатом развода партнеров по корпорации «ИСД» Олега Мкртчана и Сергея Таруты, с одной стороны, и Виталия Гайдука – с другой. Первые два были крупнейшими акционерами завода им. Куйбышева, Гайдук удерживал 80% почти стомиллионной реестровой кредиторской задолженности. Договорившись о расчете с бывшим партнером, Гайдук и Мкртчан вывели активы на новые юрлица. После этого ликвидация оставшегося без активов ОАО была лишь делом времени.
Завод им. Малышева
Оборот до банкротства за 9 мес. 2011-го – 65,5 млн грн.; в 2010 году – 263,5 млн грн.
Финансовые проблемы у Завода им. Малышева наблюдались уже много лет, но все предыдущие годы власть так или иначе удерживала его на плаву. В октябре 2012 г. правительство сдалось. Процедуру банкротства предприятия начало само государство – в лице ГП «Львовский бронетанковый завод».
Львовянам сложно назвать Завод им. Малышева самым злостным своим должником – долг последнего перед Львовским бронетанковым заводом составляет лишь 512 000 грн. Притом, что совокупная кредиторская задолженность завода на начало октября оценивалась в 578,2 млн. грн. Почему же инициатором процесса выступил именно он? Обычно это делается для того, чтобы заблокировать права других кредиторов, наложив мораторий на погашение кредитов и начисление пени.
Впрочем, в концерне «Укроборонпром», в состав которого входят оба предприятия, таких намерений и не стесняются: прямо говорят, что банкротство – оптимальный путь финансового оздоровления предприятия.
«Процедура банкротства дает Заводу им. Малышева определенные преференции, а именно: прекращается начисление штрафов и пени на долговые обязательства, пересматривается, как правило, в сторону уменьшения, кредиторская задолженность, накладывается мораторий на выполнение всех долговых обязательств и иных отягчающих хоздеятельность процедур», – говорится в пресс-релизе концерна.
Украинская экологическая страховая компания
Оборот до банкротства – 86 млн грн.
Банкротство УЭСК стартовало в сентябре по инициативе «ААЗ Трейдинг Ко» (ТМ «Автолюкс») из-за просроченной задолженности по договору страхования наземных транспортных средств в размере 374 000 грн.
Сейчас идет процесс формирования реестра кредиторов – выявления всех, кому задолжал страховщик. Можно не сомневаться, что таких окажется много. С весны отделения УЭСК закрыты, деятельность компании заморожена, клиенты не могли получить выплаты. Вряд ли они их получат в будущем.
По данным Forbes, до официального начала проблем УЭСК контрольный пакет находился у структур группы «Стоик» Виктора Пилипишина и компании «Кинто» Сергея Оксанича. Но с 2012 года 100% акций переданы кипрской Greardon Limited, которая была зарегистрирована накануне сделки. Других активов Greardon в Украине не имеет. То есть бывшие собственники сняли с себя ответственность, а с нового владельца, зарегистрированного на Кипре, спросить нечего.
«Интер-Агро»
Оборот до банкротства – 77 млн грн.
Еще в позапрошлом году полтавский агрохолдинг «Интер-Агро» был одним из крупнейших зернотрейдеров Украины и вполне преуспевающей компанией с многомиллионными оборотами. Но когда в октябре 2012 г. против нее инициировали процесс банкротства, оказалось, что она – лишь пустышка. Незадолго до этого все активы были выведены на другие юридические лица, а затем проданы агрохолдингу Kernel. За «Интер-Агро» остались числиться лишь долги, превышающие 150 млн грн. Вскоре компания будет объявлена банкротом и ликвидирована.
Бывший собственник «Интер-Агро» – мэр Полтавы Александр Мамай.
Завод «Океан»
Оборот до банкротства – 76 млн грн.
Летом в отношении Николаевского судостроительного завода «Океан» стартовала процедура банкротства. Инициатор – другое николаевское предприятие, долг завода перед которым составил всего-навсего 600 000 грн. при сумме кредиторской задолженности в сотни миллионов гривен.
С 2012 года «Океан» находится в управлении «Cмapт-xoлдинга» Baдима Hoвинcкого. На время процедуры банкротства замораживается выплата старых долгов – это защитит Новинского от назойливых кредиторов и позволит спокойно продолжать текущую деятельность.
В очередь за банкротством стал "Эко-маркет"
За примерами далеко ходить не надо. Еще один его актив в судостроении – Черноморский судостроительный завод – с 2008 года находится в перманентном состоянии банкротства, которое инициировала близкая к нему компания «РеалтИнвестСервис».
То, что на «Океане» все в порядке, подтверждается ледяным хладнокровием менеджеров заводов. Прeзидeнт «Океана» Bлaдимиp Mиxaйлюк говорит, что верфь пpoдoлжaет peaлизoвывaть пpoгpaммy дoлгocpoчнoгo paзвития и paбoтaет в нopмaльнoм peжимe.
«Черниговское химволокно»
Оборот до банкротства – 20 млн грн
Банкротство «Черниговского химволокна» стартовало 24 мая и стало логичным исходом для предприятия, которое с 2008 года большей частью простаивало.
Владевший им Александр Ярославский в 2011 году даже был вынужден пойти на беспрецедентный шаг: добровольно отдать завод кредитору – российской «Альфа-Групп». У банков группы «Химволокно» брало многомиллионные кредиты на масштабное обновление основных фондов. После этого «Альфа» принялась «очищать» проблемный актив от долгов, которые превышают 1 млрд грн.
Источники Forbes свидетельствуют, что активы будут выведены в новое юридическое лицо в форме ООО. «Сразу после этого оно будет выставлено «Альфа-Групп» на продажу», – рассказал представитель одного из кредиторов. Сейчас 70% задолженности удерживает сама «Альфа-Групп», еще 20% – Проминвестбанк. «С нами пока не рассчитались, и никто ничего не обещал», – сообщил первый зампредседателя правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин.
«Веркон»
Оборот в 2011 году – 16 млн грн.
Главная ценность ПАО «Веркон» (бывший Киевский станкостроительный завод) – в 40 га земли в Киеве в районе Нивок. Сейчас помещения бывшего завода используются под склады и офисы.
16 августа 2010 г. почти весь Киев мог наблюдать, как горит один из складов. Там хранилась техника сети «Эльдорадо». Убытки сети оценили в 90 млн грн., которые выплатила СК «Украинская страховая группа». После страховщик потребовал компенсации у самого «Веркона». Но киевский предприниматель Валентин Дрозденко платить не стал: он инициировал банкротство «Веркона», а когда суд утвердил реестр требований кредиторов, выяснилось, что сумма претензий малоизвестного ООО «Джомикс», связанного с самим Дрозденко, в 3,5 раза выше, чем у страховщиков. Так что УСГ вряд ли стоит рассчитывать на компенсацию.
«Крымтел»
Оборот до банкротства — 12,8 млн грн.
Летнее банкротство крымского телекомоператора «Крымтел» могло превратиться в катастрофу регионального масштаба. «Укртелеком» расторг договор о взаимосвязи сетей и отключил от сети почти 20 тыс. абонентов. «Банкротство «Крымтела» – головная боль для нас», – говорит заместитель председателя Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Дручинин. Действительно, абоненты, оставшиеся без телефонной связи, были готовы к бунту.
Выход был найден лишь в ноябре. Национальная комиссия госрегулирования связи и информатизации Украины передала абонентов «Крымтела» на обслуживание компании «Фарлеп-Инвест» (входит в группу Vega Рината Ахметова). «В соответствии с решением НКРСИ, «Фарлеп-Инвест» сможет принять абонентов «Крымтела» не раньше 1 марта 2013 года. Это решение регулятора связано с необходимостью дать компании время на подготовку собственных телекоммуникационных сетей в зонах присутствия абонентов «Крымтела». До указанной даты «Крымтел» несет полную ответственность перед своими абонентами», – рассказали Forbes в компании Vega.
Но подарком такое решение регулятора вряд ли можно назвать, ведь большинство абонентов – не бизнес, способный приносить прибыль телекомоператорам, а защищенные категории граждан домашней телефонной связи.