История имён
С древнейших времен люди давали друг другy имена для удобства и простоты общения. Изначально это не были имена как таковые, а скорее прозвища, которые хоть как-то характеризовали конкретных людей. Это были ласкательные названия животных и цветов для девочек, символизирующие их нежность, ласковость и красоту (Розочка, Кисонька). Для мальчиков же использовались прозвища, подчеркиваю-щие мужественность и силу (Силач, Смельчак). В некоторых цивилизациях прозвища давались детям не с рождения, а либо по достижении какого-то определенного возраста, либо при совершении каких-либо значимых поступков. Например, индейцы часто давали имена своим воинам в честь первого убитого животного (Горный Орел, Дикая Рысь).
В течение жизни прозвища могли меняться в зависимости от обстоятельств. У тех же индейцев в некоторых племенах считалось, что, совершив недостойный поступок, воин «терял» свое имя и должен был добывать его себе вновь.
У некоторых других народов имя человека могло отражать особенность его физиологии или характера, например Толстый или Хитрый. Порой первоначальное значение такого прозвища терялось, и слово становилось просто именем. Иногда же некоторые прозвища закреплялись традицией, передавались детям из поколения в поколение, становясь уже даже не именем, а фамилией.
Теперь у большинства народов принято называть детей непосредственно при рождении. Появились свои исторически сложившиеся списки имен, связанные с культурой и бытом.
Постепенно в связи со смешиванием наций имена одной цивилизации переходят к другим народам, закрепляются там, и сейчас уже трудно бывает найти истинные корни их происхождения. Например, во время процветания Римской империи латинские имена распространялись в побежденных странах, в основном в Греции. До сих пор нет возможности с точностью сказать, какому же языку принадлежит то или иное имя: Алина, например, может иметь как латинские, так и греческие, и даже немецкие корни.
Большая часть используемых до сих пор имен пришла из древности: латинские (Инна, Лилия, Павел), греческие (Алла, Сергей), древнееврейские (Михаил, Жанна). Некоторые имена дала нам религия: из Библии известны имена Ева, Адам. Они призваны охранять человека, направлять его на «истинный путь».
В некоторых странах принято давать не одно, а несколько имен, каждое из которых что-то привносит в жизнь хозяина.
Христианство же позволяет, например, дать человеку при крещении второе имя, не такое, под которым его зарегистрировали в загсе. Чаще всего выбирается имя того святого, в день почитания которого ребенок родился. Считается, что этот святой всю жизнь будет покровительствовать человеку. Некоторые даже специально советуют крестить детей не под своим «гражданским», а под «религиозным» именем, которое впоследствии держится в строжайшей тайне. Считается, что в таком случае человека нельзя будет сглазить или приворожить.
В дореволюционное время вопрос «Как назвать ребенка?» в России решался в основном церковью, регистрация новорожденных проводилась при обряде крещения. Имена выбирались согласно святцам (месяцесловам), особым церковным книгам, в которых на каждый день года записаны святые, которых чтит церковь. Перед крещением священник предлагал па выбор имена тех святых, которые соответствовали дню рождения ребенка. Некоторые святые упоминались в месяцеслове только раз или два в году, а некоторые до нескольких раз В месяц, поэтому при крещении многим детям давались одинаковые имена. Так, например, Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз, что способствовало распространению этого имени на Руси.
С приходом советской власти регистрацию новорожденных стали вести в загсах, и родители получили большую свободу в выборе имени. Можно было выбрать не только любое церковное имя, но также заимствованное из других стран, и даже придумать имя самостоятельно.
Часто детям, рожденным в постреволюционное время, давались довольно странные имена, которые сейчас уже не встречаются. Детей называли в честь элементов таблицы Менделеева: (Радий, Иридий), минералов (Изумруда), географических названий (Амур, Казбек). Иногда имена придумывались в честь революционных лозунгов и коммунистической идеологии (Рев-дит — «революционное дитя», Ремиз — «революция мировая занялась» и т.д.).
В некоторых станах принято пользоваться еще и отчествами, которые дают возможность более точной идентификации человека.
У народов, где принято называть детей более чем одним именем, первое дается самому человеку, а одно из последующих выполняет функцию отчества. Например, Пьер Анри, Жан Поль и т.д.
В арабском языке для обозначения отчества используется приставка «ибн», что дословно означает «сын», например, Мухаммед ибн Али дословно переводится как «Мухаммед сын tkАли». У других семитских народов такой же принцип образования отчеств, у евреев слово «сын» на иврите звучит как «бен», а на арамейском как «бар». Например, Соломон бен Давид переводится как «Соломон сын Давида».
У чеченцев же отчество предшествует личному имени человека, то есть наше Иван Семенович на их языке звучало бы как «СеменИван».
Между прочим, и в России раньше простых Людейназывали по имени-отчеству с использованием слова «сын», например, «Сергей сын Александров». В дальнейшем это упростилось доименования «Сергей Александров». А отчества с окончанием ---вич изначально принадлежали лишь знати, считались особой привилегиейи даровались царем простым людям только за особые заслуги.
Иногда часть родового имени присваивалась ребенку от матери, как бы в противовес отчеству (так называемые матронимы).
В скандинавских странах, например, второе имя по матери образовывалось путем приставления к имени матери суффикса -сон для мальчиков(что означает «сын») и -дотер для девочек (что означает «дочь»).
В некоторых странах, в том числе и в Россини, существует до сих пор ряд фамилий, когда-тообразованных от матронимов. В России это такие фамилии как Катин, Ленин (от имен Катя, Лена); на Украине — Маринич (от имени Марина); у евреев — Райкин (от имени Рая), Эстрин(от Эстер).
Появление фамилий основывалось, как правило, на укреплении личного имени или прозвища не только за самим человеком, но такжеи за его потомками. В России обязательные фамилии были введены вначале только лишь для князей и бояр (начиная с XVIвека) в дальнейшем их стали использовать также среди дворян и купцов, а вот крестьянские фамилии стали употребляться в основном уже после отмены крепостного права (и то за большинством крестьян закреплялись фамилии их бывших владельцев).
Русские фамилии в основном образованы от отчеств (Иван — Иванов сын — Иванов; Сер гей — Сергеев сын — Сергеев и т.д.). Также русские фамилии могли происходить от названий местности проживания человека (Белореченков — Белая речка), рода деятельности (Плотников — плотник).
Детям стало принято давать фамилию отца, однако по желанию родителей или в не полных семьях детей записывают на фамилии матери.
В испаноязычных странах принято давать двойную фамилию, где первая часть — фамилия отца, вторая — фамилия матери. В португалоязычных странах, наоборот, первая часть фамилии ребенка образуется от фамилии матери, вторая — от фамилии отца.
В Швеции закон, обязующий граждан иметь «фамильное имя», был принят только в 1901 году, и в настоящее время детей записываю на фамилию матери.
Таким образом, исторически сформировалось, что в большинстве стран, в том числе и в России, официальное личное имя человека «триедино», в него входит непосредственно само имя, отчество и фамилия.
Поделиться