Поговорка гласит, что герои войны нужны обществу только во время боевых действий, когда в них есть реальная и жизненно необходимая нужда. С приходом же мирного времени герои становятся ненужными. Такова природа человечества.
Когда Виталий Петров только подписал - с тяжело преодолимым скрипом и пробуксовками всех ведущих колёс - контракт с Кэтерхемом, многие знатоки, фаны и просто люди мало-мальски имеющие отношение к Формуле-1, лишь иронично ухмылялись. Дескать, что за команда и какой от этого союза толк?
Так уж случилось, что Петрову посчастливилось(именно так) дебютировать в Ф-1 сразу же в действительно сильном коллективе. Под стать команде был и напарник. Поляк Роберт Кубица к тому моменту уже снискал любовь и уважение тысяч поклонников автоспорта.
Особенно после двух памятных гонок в Канаде, где в первой он стал участником эффектнейшей (благо не эффективной) аварии, а во второй добыл свою первую победу.
С первых метров дистанции попав в окружение сильных профессионалов Петров не впал в бессилие, а приложил максимум усилий и опыта (ясное дело практически никакого на тот момент) и показал довольно сносные и приличные для своего уровня результаты.
Сейчас уже позабыты его сражения с Алонсо в Турции, где россиянин упорно и грамотно сопротивлялся яростному натиску атак более опытного и титулованного соперника. Сейчас мало кто вспомнит о первом финише в очках на ГП Китая и отличных гонках в Германии, Венгрии и Бельгии.
И уж тем более все успели забыть о судьбоносной роли россиянина в дебютном чемпионстве Феттеля. Ведь именно неуступчивость и точный пилотаж Петрова не позволили Алонсо пройти вперёд и, быть может, выиграть тогдашний Чемпионат мира.
Конечно были и провалы и неудачи вроде вылета в Австралии. Но тут хочется уточнить и некоторые нюансы того Гран-При, а именно тяжёлые условия гонки и, опять же, отсутствие хоть какого-то опыта пилотирования болида Ф-1 в дождь.
Петров быстро учится и этому красноречиво свидетельствуют его результаты в конце сезона-2010, когда он уже освоился в команде и нашёл общий язык с болидом.
Это взаимопонимание с техникой и природный талант не заставили себя долго ждать - уже в дебютном Гран-При сезона-2011 Петров доказал всему миру и себе, что в Формуле-1 он совершенно не напрасно. Подиум в Австралии стал весомым аргументом в разговорах со всевозможными злопыхателями и противниками пилота.
И тот успех не стал случайным. Результативные финиши в очках в Китае, Турции, Канаде, Германии, Бельгии, Японии и Бразилии прочно закрепили за ним реноме хорошего пилота. И ведь редкие гонки проходили без того, чтобы Петров не сражался за очковый финиш. В каждой гонке, где это позволяла команда и болид, россиянин отчаянно бился за каждую позицию.
Порой доходило до контактов и сходов, но не попадает в аварии только тот, кто не сражается или имеет колоссальное преимущество над соперниками. И всё это Петров демонстрировал на фоне более опытного и умудрённого Ника Хайфельда. И очень грустно осознавать, что в такой огромной стране, как Россия, ничего не смогли противопоставить французам из компании Тоталь. И мы бы никогда не увидели Грожана.
Но так уж сложилось, что карьера Петрова продолжилась в молодом и ещё откровенно хилом Кэтерхеме. Многие скажут, что это шаг назад, но есть весомые аргументы против подобного высказывания. Слабая команда позволяет выработать сильные качества у пилотов, такие как усердие, выносливость и мотивация. Ведь если гонщик постоянно обладает непобедимой техникой и бесконечными ресурсами, что сможет он показать, если вдруг лишится их однажды?
Такой пилот просто не сможет смириться с тем, что ему приходится сражаться не за победы в гонках, и даже не за очки, а просто за всего лишь более дальнюю позицию от последнего места в итоговом протоколе. И есть немало примеров, когда сильные пилоты современности точно так же проходили школу аутсайдерами - здесь и Шумахер в Джордан, и Хаккинен в Лотус, Алонсо с Веббером в Минарди, и даже Райкконен с Массой в Заубер, хоть эта команда на тот момент и была в крепких середняках.
Как бы там ни было, сезон-2012 выдался для Петрова сложным и во многом поучительным. Борясь за возможность попадания в очки, будучи вечно в хвосте пелотона, Виталий закрепил и приумножил свои опыт и талант пилота. Ярким отражением этих процессов стала финальная гонка в Бразилии, где только лишь умелые действия пилота и чёткий контроль ситуации, позволили вырвать волевой результат и разом поднять команду на 10-е место в Кубке Конструкторов. А это ни много, ни мало 10 млн долларов "сверху" гонорара от трансляций!
И вот здесь начинается самое интересное, о чём велось в самом начале текста. Сезон закончился, все сражения и бои тоже. Все трофеи поделены и все имена победителей озвучены.
Наступает новый год и все команды готовятся к новым баталиям, а следовательно былые заслуги мало уже кому важны. Так по видимому считают и в Кэтерхеме, ибо с затягивают принятие решения о подписании второго пилота и доукомлектации команды.
Всем плевать, что только благодаря Петрову команда смогла пополнить свой бюджет. Та же картина и с опытом и той работой, что была сделана россиянином для достижения того результата. Война прошла, герой забыт.
И вот теперь всё снова встаёт на старые рельсы, двигаться по которым можно лишь с помощью денег. И при чём немалых.
Понятное дело, что Кэтерхем не та команда, что может позволить себе больших гонораров пилотов. Но о них же и речи не идёт. Неужели из тех десяти миллионов, что заработал Петров, так трудно выделить хоть десятую или, на крайний случай, двадцатую часть и помочь молодому таланту, коль собственная страна этого сделать не может или откровенно не хочет. Ведь так рождаются по-настоящему сильные коллективы, сплочённые одними преградами и трудностями! Так становятся победителями и на веки заносят свои имена в Залы славы.
И если Кэтерхем не команда-однодневка, если их цель долгосрочная перспектива, а не сиюминутное выживание, команда сделает правильный выбор, продлив Петрова. И самым красноречивым знаком цели на успех станет не однолетний, а длительный контракт.
Будем надеяться, что меркантильность не победит романтики. Верим в первого русского в Ф-1 и надеемся на лучшее. И только!
ЗЫ: И ещё об одном. Заметили, что всю свою карьеру в Ф-1 Петров отъездил на двигателях Рено. Помнится после ГП Абу-Даби-2010 Кристиан Хорнер многословно и красочно отзывался о роли Петрова в успехе Ред Булл. Ведь именно двигатели Рено выиграли тогда чемпионат с одной стороны, и не позволили этого сделать Феррари с другой. Это французские двигатели спобствовали первому подиуму российского пилота и росту популярности марки Рено в России и СНГ.
А это немалый и очень значимый рынок для любого автопроизводителя. И это вместе с французскими двигателями Кэтерхем под управлением Петрова взобрался на 10-ю строчку в Кубке конструкторов в прошлом году.
Виталий сделал немало для французской фирмы, а потому отчего бы Рено не поспособствовать их дальнейшему сотрудничеству? Ведь мало кто верил когда-то в появление русского пилота в Ф-1. Всё может быть. Абсолютно всё