Искусство ценно, полнится, живет традицией и новацией. И нет другого механизма накопления и становления культуры. Причем как бы кому и что ни хотелось переиначить или представить, но традиция является приоритетным механизмом накопления культуры.
Ибо только то, что осело в архив, сохранилось, повторяется, живет в памяти, ритуалах, стилях, школах, образовании, музее, библиотеке, коллекции и может быть оттуда в любой момент извлечено, использовано или представлено и есть культура. То, что возникло вновь и исчезло, растворилось, чего нет, не является ничем. Даже предметом разговора или обсуждения
Именно традиция, а не новация первична. Т.к. лучшая участь, которая ждет новизну, это попадание в традицию, укрепление в ней. А не наоборот. Что мы кстати сейчас и наблюдаем воочию со всеми самыми передовыми и новыми достижениями авангарда, постмодерна, актуального искусства. Самое желанное для любого самого нового и необычного культурного объекта – быть сохраненным, остаться в памяти, попасть в музей, коллекцию, т.е. закрепится в любом архиве, откуда их можно по мере надобности извлекать, ими любоваться, или пользоваться, их воспроизводить в т.ч. на новом уровне.
История эта началась в конце 2009 года и продолжается до сих пор. Причем все ее участники – так получилось! – оказались реальными творцами и участниками художественной традиции, становящейся на наших глазах историей искусства.
А началось все с, казалось бы ерунды, мелочи, пустяка – я , желая украсить блог своего Живого Журнала красивой качественной живописью, поместила туда просто так, без всякого умысла и прицела, изображение картины выдающегося советского живописца В.Рейхета «Ляля обнаженная»
В.Рейхет. "Ляля обнаженная"
Конечно, картину именно Рейхета я выбрала не случайно - это имя для сведущих людей является культовым. Виктор Рейхет – один из лучших отечественных современных живописцев(если понимать под словом «живопись» определенное качество метастиля, а не просто все, что изображено масляными красками), преподавателей, профессор своего дела, пожалуй последний из наиболее полно представляющих т.н. ленинградскую(а по сути лучшую и наиболее последовательную в стране) школу живописи, как принято считать, официально скончавшуюся в 90-е годы прошлого века. И это большая потеря для искусства на самом деле.
При этом, можно говорить даже не о русской и не о ленинградской школе живописи, а о школе Рейхета. В Петербурге представлять Виктора Рейхета не надо.
Десятки лет возглавляя одну из лучших мастерских, народный художник России – Виктор Рейхет подготовил сотни художников, которые по всему миру разнесли его энергичный мазок и «божественный серый цвет».
Однако оказалось что при множестве выпущенных им дипломированных учеников практически нет способных и главное – желающих продолжать это нелегкое дело – традицию школы Рейхета: заниматься наработкой, развитием традиции отечественной ленинградской школы живописи, если есть более легкое, денежное и приятное – упростить, приукрасить и хорошо зарабатывать, превратив живопись в салонное искусство.
«Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валеров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, – всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы» – пишет Михаил Герман профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея
Для справки:
Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000) - из семьи обрусевших немцев, живописец, народный художник России;с 1942 по 1945 г.г. – участник Великой Отечественной войны; с 1949 по 1955 обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; в 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции.
Долгие годы преподавал в мастерской вместе с Борисом Сергеевичем Угаровым. Затем руководил персональной мастерской в Институте им. И.Е. Репина и творческой мастерской Российской Академии художеств. Работы находятся в: Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Музей истории Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Хочется заметить, что масштаб такого явления в культуре как Виктор Рейхет безусловно выше всем известных басковых-волочковых, однако уверена – его не знает никто из читающих, картины «Ляля обнаженная» нет в интернете и все же редкие, отдельные знатоки и специалисты могут оценить и уровень, и масштаб этого явления. Скажу, забегая вперед – история с его картиной чудесным образом стала складываться как бы сама собой без всякого внешнего намерения и плана, вопреки обстоятельствам, превращаясь на наших глазах в живую традицию, собирая и притягивая к себе людей! Как это было я и хочу рассказать
Поскольку Виктор Иосифович долгие годы преподавал, он имел довольно много учеников, но так сложилось, что никто из них, кроме одного( а я специально одно время занималась поисками и отслеживала возможных продолжателей ценной культурной традиции) не является его подлинным учеником,т.е. продолжателем, хотя среди них есть весьма известные и финансово успешные художники, безбедно существующие за счет продажи своих салонных работ, при этом не имеющих ничего общего и ничем не напоминающих о традиции ленинградской школы живописи и школы Рейхета. Наверное они пошли своим путем. И все же я знала довольно давно – есть один чудак, странный человек, ученик В.Рейхета, живущий по съемным углам или скитающийся по родственникам и знакомым в Санкт-Петербурге, перебивающийся случайными заработками, но тем не менее не сдавшийся и не спившийся как могло бы быть, на тот момент не являющийся даже членом СХ, но тем не менее не предающий традицию и своего учителя – это Михаил Шевченко. Сейчас поймете к чему это я, а пока запомните это имя.
Итак, я поместила «Обнаженную Лялю» в свой ЖЖ. Ничего не предвещало, но вдруг в размеренное обсуждение картины вмешалась женщина и заявила, что именно она и есть «Ляля»,т.е. это она была натурщицей и позировала В.Рейхету. Я бы не поверила, подумала бы что это шутка очередного тролля, но из юзерпика этой женщины смотрела точно Ляля, но фотографическая. Никакого сомнения. Ляля(а ее на самом деле звали Ирина) рассказала( в дальнейшем цитаты из блога):
«…я была просто моделью, несколько сеансов за деньги и всё…Просто одно время, около полугода, я подрабатывала в Академии натурщицей и Виктор Иосифович предложил мне попозировать. Несколько сеансов в его мастерской на Московском проспекте и все. Вскоре я поступила в муз.училище, потом 17 лет пела в хоре сначала Оперной студии консерватории, потом Михайловского театра. У меня 12-ти летний сын. Мне всегда была интересна судьба портрета, но я не знала где он, кстати и до сих пор не знаю, и тем более не знала, что он называтся “Ляля”. Спасибо интернету!»
Скажу сразу, я попросила Ирину-Лялю выслать свои фотографии того периода, чтобы убедиться в сходстве.
Вот что она мне прислала:
Да, действительно, зачастую судьба картин лучших соцреалистов и туманна, и порой печальна. Тогда мы еще не знали, где находится шедевр Рейхета, но уже было решено: его надо искать. Ляля-Ирина продолжал свой рассказ:
« Я знаю, что пару лет назад картина участвовала в выставке, которую рекламировали по каналу “Культура”, я буквально на секунду увидела рекламу, так и не поняла, где была выставка. Это дает надежду, что судьба картины не такая грустная, как могла бы быть!»
Неожиданно в разговор вмешивается неизвестная женщина и обращается к Ляле-Ирине:
«Меня зовут Марина. Я большая поклонница той знаменитой картины, прообразом которой вы стали. И мне очень интересны вы как человек, когда-то вдохновивший художника. И есть веские основания считать, что картина скоро будет найдена и доступ к ней будет открыт. Я хотела бы заказать ваш новый портрет одному из лучших ныне живущих у нас в стране художников и предложила бы назвать его – Ляля 20 лет спустя. Рада была бы с вами поговорить».
А ведь это идея – вот так продолжить традицию парным портретом к имеющемуся, но сделанному 20 лет спустя, в уже других условиях и уже другим художником, конечно же непременно хранителем стиля и школы!
Тут уже настала моя очередь высказаться: «Насчет заказать портрет и выставить их оба – идея кажется чудесной. Но вы же понимаете, что художник должен быть хотя бы такого же примерно уровня, как был Рейхет.
Потому вношу свою кандидатуру на написание портрета – это питерский художник Михаил Шевченко – прекрасный высококлассный живописец и (что важно) ученик Рейхета. С ним можно связаться. Я думаю это будет наилучший вариант для нового портрета».
Неведомая Марина обещала, что примет предложение к сведению.
Однако на этом чудеса с картиной не закончились, она продолжала собирать вокруг себя людей(хочу отметить специально, что НИ С КЕМ (кроме М.Шевченко) из участников этой истории до того я не была знакома, понятия не имела об их существовании, люди возникали вдруг, приходили ниоткуда совершенно незнакомые мне, мы узнавали друг о друге прямо-таки тут, в интернете – было ощущение какого-то чуда, как будто кто-то специально и продуманно нас вместе собирает. Итак, следующим, кто вмешался в этот разговор была внучка Виктора Рейхета, Вера:
«… удивительное рядом!
а я – внучка художника)) и Марина, которая, как я понимаю, уже связалась с Лялей действительно очень долго ее разыскивала.
Вера Р.»
Я не поверила – ну не может быть таких чудес и совпадений:
«Неужели вы и вправду внучка Рейхета? У вас есть какие-то доказательства, ну там фото Веры с дедушкой или еще что?» (надо сказать, что фото с дедушкой впоследствии было-таки предоставлено, помещаю его здесь)
Виктор Рейхет с внучкой Верой, в центре на коленях
«Вправду-вправду!!!» – ответила Вера, – «фотографий на компьютере у меня нет, т.к. дедушка умер 10 лет назад. фото нужно сканировать и тд. так что это вопрос доверия.
Если вам необходимо провести расследование, можете приобрести некоторые книги о Рейхете и сравнить мои фото там (они, правда, 15-летней давности) и мои фото в моем ЖЖ.
Портретов моих дед написал несколько: один – “Лето”, где я с бабушкой, мне там 5 лет, так что сходство весьма сомнительное; другой – “Верочка с яблоком” – ныне находится в частной коллекции, мне там 12 лет; и еще один, того же времени, как называется – не знаю, он был сразу куплен».
И что вы думаете? К разговору несколько дней спустя присоединяется еще одно действующее лицо, мужчина сообщает на последнюю реплику Веры о портрете «Верочка с яблоком»:
В.Рейхет. «Верочка с яблоком». 1992 год.
«У меня ещё такая картина висела в галерее, пока не продалась. Тоже очень красивая. На ней внучка В.И. Рейхета изображена. Её фото проще, конечно, найти будет…
Кстати, портрет Лилии, кажется, висел или висит в “Галерее Третьякова” на Петроградке…
Имел ввиду, что интересно и рядом с этим портретом тоже фотки модели выложить – тогда и сейчас. При случае спрошу у Петра Рейхета (сына), у него должны быть…»
Это был один из питерских собирателей живописи ленинградской академической школы, Александр Георгиевич Гейнрихс, совладелец известного в СПб художественного салона “Русский портрет”, в дальнейшем он принял самое активное участие в разворачивающихся событиях с картинами Рейхета. Его мечта сравнить реальную Верочку с картиной, подобно тому как это случилось с «Обнаженной Лялей» как ни странно не долго оставалась мечтой. К Александру Георгиевичу обратились из телекомпании НТВ с просьбой, чтобы он помог организовать съемку сюжета по картине «Верочка с яблоком», которой заинтересовались в Лондоне: как сообщили в телекомпании НТВ, картина профессора академии имени Репина Виктора Рейхета, которой долгое время любовались студенты вуза, может уйти с аукциона «Сотбис» (Sotheby’s) за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов.
Но как связаться с внучкой художника и его учеником Михаилом Шевченко никто кроме меня не знал. Таким образом и я стала участницей создания сюжета о картине «Верочка с яблоком», о чем А. Гейнрихс поведал в своем блоге:
«Спасибо огромное Ольге за её оперативную помощь. Ситуация, как и всегда с телевидением, разворачивалась довольно быстро. И если б не она, то сюжет бы мог быть отснят без «виновницы торжества», модели – Верочки. Спасибо, конечно и самой Вере – она мгновенно откликнулась на наше приглашение поучаствовать в съёмке. Помимо этого в «артистическую бригаду» вошли Дарья Колегова и Михаил Шевченко – ученики Виктора Иосифовича. Им тоже огромное спасибо за участие и расторопность.
Вчера бригада НТВ во главе с Павлом Рыжковым снимала в “Русском портрете” сюжет как раз про картину Виктора Рейхета «Верочка с яблоком», на которой изображена его внучка – Вера»
А корреспондент НТВ Павел Рыжков вот каким образом рассказал о необычной истории полотна и ее авторе в отснятом сюжете(цитирую)
«Сотрудники галереи смогли найти и ту самую девочку с портрета. Это внучка художника Верочка. Оказывается, Рейхет работал над полотном в Баден-Бадене. Тогда юной натурщице было всего 12 лет.
Картина уже не принадлежит семье. Ее приобрел петербургский бизнесмен. Советский монументалист прославился своими военными работами в духе соцреализма. Но вот Запад увидит совсем другого художника. Как говорят ученики, — лучшего колориста ХХ века.
Только по предварительной оценке, начальная цена «Верочки с яблоком» — несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. Многим специалистам хотелось бы оставить ее в российских музеях, но найти для этого деньги пока не удалось»
Этот ролик до сих пор можно без труда найти на просторах интернета, стоит только ввести в поисковую строку «Верочка с яблоком. НТВ»
Но мы совсем забыли про «Обнаженную Лялю», с которой и начались приключения картин Виктор Рейхета. Загадочная Марина, которая первой высказала мысль о парном портрете, сделанном с той же самой натурщицы лучшим нынешним живописцем, неожиданно материализовалась в виде не менее загадочного и таинственного Петра Ивановича(назовем его так!), который приезжает неизвестно откуда на дорогой машине, своей фамилии принципиально не называет и о себе не сообщает ничего. Он арендует на данный момент для Михаила Шевченко мастерскую, где и идет работа над парным портретом. Михаил делает портрет с той же самой натурщицы – Ляли-Ирины. Это сложная работа и периодически мы с Михаилом обсуждаем ее проблемы. Главная на данный момент видится в том, что работа практически заказная,т.е. заказчик поставил жесткие условия: портрет должен быть такого же размера и формата, Ляля должна сидеть в той же позе, что и у Рейхета, но в зеркальном отражении. При этом она должна быть творческой и не вызывать впечатления подражания, повторения – очень сложная задача.
Михаил иногда по электронной почте высылает мне эскизы картины, но пока что устраивающий всех вариант не найден.
И все же я верю – Ляля двадцать лет спустя состоится. И тогда в галерее Третьякова на Петроградке, где сейчас находится «Обнаженная Ляля» Виктора Рейхета будет устроена выставка двух картин как живой традиции и истории нашего отечественного искусства.
И последние мысли по поводу. Эту историю сделала сама жизнь, в ней ничего не выдумано и не подстроено специально. Однако о ней мало кто знает, весь народ у нас считает свадьбы одной дивы и бриллианты другой. А реальная история искусства, живая, интересная, творится на самом деле не там, и проходит мимо. И никаким гос. структурам она неизвестна и до нее никому нет дела. Печально
И еще я думаю – а если бы я тогда просто так не решила разместить в своем ЖЖ картину с обнаженной красавицей, случились бы все эти события? И встретились бы все эти люди?