Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Понедельник, 16.12.2024, 19:34
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Июнь » 24 » Начальная школа. Введение в школьную жизнь
04:30
 

Начальная школа. Введение в школьную жизнь

Мастер – класс

по использованию в 1 классе

программы Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идёт формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций.

Приняв первоклассников, первые две недели в нашей школе учителя начальных классов используют программу Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

Цель данного курса – создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что всё это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

В материале к каждому выделяются две основные части. В пер­вой части излагаются цели и задачи занятия, во второй — дается опи­сание одного из возможных вариантов этого занятия, разработанного авторами. Познакомившись с содержанием занятия, учитель может использовать предложенный вариант или придумать свой.

Важная особенность курса — присутствие в классе роди­телей.

Перед первым сентября проводится родительское собрание. На нем родителей знакомят с основным содержанием курса, его це­лями и задачами. Какую помощь могут оказать родители для создания атмосферы первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной.

Приведем разработки уроков трех учебных дней.

Первый день.

Урок 1. Знакомство. Введение знака «Я».

Вся работа на уроке строится по отработке навыка употребления знака «Я» - для этого используется задание «Редкие имена».

Группы формируются за счёт определённой расстановки мебели. Парты удобнее расставить так:


Родители помогают учителю, поскольку наличие нескольких групп пока ещё не способствует организации классной работы, а скорее усложняет её. Поэтому необходимы ассистенты. Во время урока учитель может попросить родителей о помощи: раздать детям листы бумаги для работы, проводить ребёнка в туалет и т.п.

1. Первым представляется учитель. Она здоровается с детьми, на­зывает свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быс­трее познакомиться.

2. Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы вве­сти норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлага­ет детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) зак­рыть рот ладошкой.

В итоге знакомство не состоится — получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Зна­чит, прежде следует познакомиться по группам.

3. Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди свое имя» — это значит, что кто-то нач­нет первым. Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: сту­чит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ре­бенка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок — тот, кто будет представляться первым из детей.

4. Групповая работа без специальной организации взаимодействия. Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу отводится 3 мин. Когда учитель позвонит в ко­локольчик, все ученики замолкают и замирают.

5. Представление групп. Вся группа хором или какой-то один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ре­бенка. В этот момент группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справи­лись с первым школьным делом — познакомились друг с другом. После ответа одной-двух групп дается дополнительное задание: в новых группах найти редкие имена — такие, которых в классе еще не называли. Когда дети начнут выкрикивать эти имена с места, надо напомнить им неудачу первого знакомства и снова подчеркнуть, что, когда каждый говорит свое, никто ничему не может научиться. Кто хочет сказать что-то другим так, чтобы его выслушали, должен вес­ти себя как школьник. (Учитель указывает на знак «Я» и делает это всякий раз, когда возникают выкрики.)

6. Имя каждого из вас мы узнали, а как обратиться к целой группе. Надо придумать её название. Хорошо бы такое название придумать, которое можно нарисовать.

Урок 2. Режим дня школьника.

В начале урока повторение знака «Я». На этом уроке вводится схема времени. Дети работают не с традиционным круглым ци­ферблатом, а со знаком времени — линией, своего рода временным лучом. Непривычная для глаза схема времени позволит детям «уви­деть» временную протяженность, воспринять ее как знак, отражающий свойство времени.

На этом же уроке важным фактором является введение знака «Зво­нок». С его помощью осуществляется первоначальная разметка вре­менной оси и детям открываются ограничения любой протяженности (начало и конец — границы).

Учитель обращается к детям: «Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?.. Я сра­зу вижу тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руки... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?..

А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от до­школьников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени, рис. 2.)Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечает­ся время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».

Задания группам:

1) вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо де­лать по утрам до школы;

2) выбрать того, кто будет говорить от имени группы;

3) выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, ко­торые все дети считают важными.

Если группа полагает, что ребенок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку. (Здесь и далее имеется в виду, что учитель звонит в колокольчик.)

Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель по­мещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает сло­весное описание утра школьника. Все вместе исправляют поря­док картинок. При этом учитель обращает внимание только на знак «Я». По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети.

Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схе­ме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (рис. 3). (Эту рабо­ту лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета.)

Задание группам: выложить из наборов красных и синих бумаж­ных полосок план такого школьного дня, который детям нравит­ся.

Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариантов. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки, и не было перемен. Он выложит все школьное вре­мя из красных полосок. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмет маленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то — чтобы было десять уроков.

Итоги дня. Учитель обращается к детям: «Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра утром я вам предложу свой распорядок дня. Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?»

Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-ни­будь помочь.

Урок 3. Учитель предлагает найти на схеме времени, где сейчас находят­ся дети («Это урок про наш класс»). Указывает на схему класса: «Вот схема нашего класса. Кто нашел на схеме себя?» Про­сит ответить двух-трех детей, поднявших руки, и двух-трех — не поднявших руки. Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу.

Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организу­ется игровая ситуация с использованием знака «Звонок». Учитель показывает знак — дети закрывают глаза. Учитель меняет места­ми символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять места­ми окно и дверь, передвигать шкаф и т. п.)

«Орден Звонка» (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры на­граду получили обязательно все группы.

Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.

Подвижная игра «Ниточка и иголочка» или любая другая подвижная игра, в которой дети действуют командами, но не соревнуются.

Учитель объясняет правила игры. Сначала группа выбирает иго­лочку. Она встает. 1-й звонок— ниточка вдевается в иголочку (дети выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2-й звонок — иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе (пробегают так, чтобы коснуться всех столов), стараясь не порвать другие ниточки и не уколоться о другие иголочки. 3-й звонок — все садятся по местам, замирают.

Игра «Ниточка и иголочка»

Играют преимущественно на площадке или в зале дети младшего школьного возраста в составе от 7 до 30 человек.

По считалке выбирают водящего — иголочку. К нему присоединя­ются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют ниточку. Остальные произвольно раз­мещаются на площадке, стоя по одному. Ниточка и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка (дети) должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи и т. п.

Правило. Если цепочка разорвалась, игроки, расцепившие руки, платят фанты.

Награждение всех команд (групп). У каждой команды надо пред­варительно спросить, заслужила ли она «Орден Звонка». Если команда действовала в игре очень неудачно, она может отказать­ся от награды, но учитель должен заверить детей, что завтра у них все получится.

Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру. Надо коснуться двух детей руками и сказать что-нибудь приятное («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т. п.).

Работа по группам. Каждая группа должна показать на схеме клас­са свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладется посредине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.

Итоги дня. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удо­вольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не выс­казывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось де­тям больше всего.

Первое домашнее задание: продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие пер­вого сентября.

В конце урока учитель предлагает, чтобы каждый ребенок попро­щался с тремя детьми, назвав их по имени: «До завтра, Таня. Жду тебя завтра, Коля...»

Второй день.

Урок 1. На этом уроке вводится новый ритуал — приветствие детьми учи­теля и друг друга.

Продолжается работа со схемой класса и схемой времени. Вво­дится стрелка как символ передачи действия от одного объекта к другому. На материале «Знакомство» отрабатывается обратная пос­ледовательность: дети говорят, в каком порядке они будут отвечать, а учитель рисует стрелку. Такие же стрелки обозначают и порядок, в ко­тором отвечают группы.

На доске — план школьного времени (рис. 4).

Учитель объясняет смысл знака, относящегося к первому уроку: «Мы продолжаем знакомиться. Вчера вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие еще вопросы люди зада­ют друг другу, когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете зада­вать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто, что любит.

Работать будем группами. Начнем как вчера. Я считаю до трех, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить пер­вым). На счет "три" пусть встанут все первые». Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочку или при­крепляет к ней стрелочки, обозначающие порядок работы в груп­пах (рис. 6): «Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счет "три" пусть встанут все вторые. Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: Коля любит... Лена любит...»


Родители – помощники записывают любимые дела. А потом дети рассказывают о нелюбимых делах, родители так же фиксируют.

Все дети встают, собираются в кружок. Учитель объясняет прави­ла игры: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу и повторяйте на­звание своей страны. Если вы встретите человека, который назы­вает эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите...» После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путеше­ственника), куда они едут.

Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. В заключение каждый ребенок благодарит трех человек за хоро­шую игру; дети пожимают друг другу руки, обнимаются.

Урок 2. Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».

Упражнения, которые проводятся на данном уроке, являют­ся пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны на­учиться различать содержание ответа и его форму. Предлагая задание, учитель всегда подчеркивает, на что следует обратить внимание, что станет предметом оценки. Так, в данном эпизоде оценивается правиль­ное использование знака «Хор». Средством организации урока может стать схема класса. Вызывая ребенка для ответа, учитель указывает его место на схеме.

- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы погово­рим о животных.

Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каж­дый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно, хором (показывает знак «Хор»), а что-то каждый делает один (по­казывает знак «Я»).

Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда — поднимать руку и отвечать по одному. (Демонстрирует картинки и задает вопро­сы, указывая то на один, то на другой знак.) У какого животного длинный хобот? (Знак «Хор».)

В древности было животное, похожее на слона, только еще гораз­до крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в хо­лодных странах. Как его звали? (Знак «Я».) Где живут слоны? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона есть рога? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона полосатая шкура? (Знак «Я».) Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребенок, отвечая на последний вопрос, импульсивно сказал «нет», не поднимая руку. Надо спросить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться непос­редственно к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик».

Учитель объясняет, что хором можно отвечать сразу, не поднимая руку, а если многие дети захотят ответить самостоятельно, лучше поднимать руку.

Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик, или поднимать руку (знак «Я»), или от­крывать рот (знак «Хор»).

(Показывает буквы алфавита.) Кто знает эту букву? (Поднятая рука.) Назовите эту букву. (Открытый рот.)

Введение «Ордена Внимания». Учитель задает каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствую­щий знак. Остальные группы —жюри. Если все три раза группа от­вечает верно, ее награждают орденом Внимания. Чтобы дети группы могли договориться без слов, учитель предла­гает им встать у доски в кружок и сначала показать друг другу от­вет с помощью жестов или мимики (поднятая рука или открытый рот), а потом — всем дотронуться до нужного знака.

Урок 3. Оценка.

Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую Работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сей­час я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фа­милию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву». Раздает бланки для графического диктан­та, показывает, где писать имя. Если ребенок не может написать фамилию, учитель чуть позже впишет ее сам.

Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оце­ним, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» — «Красота», рис. 7.)

Учитель объясняет, как по линеечке оценить работу Павлика, а потом предлагает детям оценить его работу.

«Каждый из вас написал свое имя, — говорит учитель. — Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, по­кажет на линеечку «К» («Красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («Правильность»). Так надо оценить все работы».

Проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут продиктованы все четыре узора, учитель открывает об­разец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» («Правильность»): «По­смотрите на правильный узор и решите, точно такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже)».

Графический диктант

1) Учитель дает инструкцию: «Сейчас мы будем рисовать разные
узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккурат­-
ными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, в ка­-
кую сторону вести линию и на сколько клеточек. Проводите только те
линии, про которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу,
что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончи­-
лась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Ви­дите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, имею­щийся в классе). Когда я скажу: «Одна клеточка вправо», — вы проведете линию вправо, к двери. (Показывает на доске.) Диктую даль­ше: «Две клеточки вверх». (Показывает.) Видите, я веду линию, не от­рывая руки. Новая команда: «Три клеточки влево». Вытяните левую руку, покажите, куда мне надо вести линию. Да, к окну. (Рисует.) Все поняли, как надо рисовать?

2) Тренировочный узор

Учитель говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте ка­рандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию на одну кле­точку вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз... Дальше продолжайте рисовать такой узор сами (1,5-2 мин)». (При рисовании такого узора учитель может помогать де­тям, при рисовании остальных трех узоров — только подбадривать.)

Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти линеечку «К» («Красота») и поставить самим себе оценки за красоту первого узора.

3) Контрольные узоры. Та же последовательность действий:

а) продиктовать узор;

б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же
узор»;

в) дать звонок, предложить оценить красоту узора.

4) Учитель обращается к детям: «Поставьте карандаш на следую­-
щую точку. Приготовились. Внимание! Одна клеточка вверх. Одна кле­-
точка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна кле­точка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна кле­точка вверх. Одна клеточка вправо...

Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна кле­точка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточ­ки вверх».

Учитель диктует: «Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх. Три клеточки вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх».

Открыв узоры, попросите детей оценить их работы. Затем учитель проверяет работы детей, не исправляет ошибки. Оценивает только оценки детей. Красной пастой ставит крестик выше или ниже детской оценки. Если учитель согласен с оценкой ребёнка, то обводит её в кружок.

Закончить второй школьный день хорошо так: дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый одним-двумя словами говорит, что, по его мнению, сегодня было самым интересным.

Третий день.

Меняем расстановку мебели. Теперь все парты стоят буквой П так, как это показано на рисунке 8.

Урок 1. Введение знака «Мы» и соответствующий ему жест (чтобы воспроизвести знак «Мы», дети должны взяться за руки).

Проводится игра «Попугай». Учитель с кем-то из детей показыва­ют игру. Он просит ребенка называть любое время суток (утро, ве­чер, день, ночь) в любом порядке. Сам учитель играет роль попугая: старается подхватывать слова партнера и говорить с ним в уни­сон. На игру отводится 2-3 минуты (со сменой ролей). «Кто готов дальше работать вместе? — спрашивает учитель. — Ука­жите на нужный знак». («Мы». Задание парам — найти себе места за партами так, чтобы сидеть рядом, портфели взять с собой.) Введение знаков «Мы», «Я». Когда дети рассядутся, учитель дает три «немые» команды (рис. 9).

Учитель спрашивает: «Как я узнала, что вы готовы работать? (По знаку. Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоем). Кто готов работать вместе, покажите мне это». Часть детей дают пра­вильный ответ жестом, часть ошибаются. Учитель дает разъясне­ния: подсказывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо договориться с товарищем — хотя бы кивнуть ему («Я раде то­бой работать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два зна­ка — знак «Я» и знак «Мы» — должны находиться рядом, а учитель с их помощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к груп­пам или к каждому ученику.

Что надо делать вдвоем? Это дети решат сами. Учитель предлага­ет им «разыграть» (нарисовать) три ситуации. Для работы раздает каждой группе по три листочка бумаги с нарисованными сюжета­ми (рис. 10).

Ситуация 1. «Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия»,-предлагает учитель и показывает пиктографичес­кие изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с ма­мой гулять» (рис. 11).

На эту работу детям дается 2 минуты. Листок, на котором дети ри­суют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется).

Обсуждение результатов. «Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, — предлагает учитель. — Пусть каж­дый подумает, какой знак ему понадобится». (Указывает на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный. По просьбе учителя дети назы­вают свои общие дела.)

«А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречал­ся друг с другом, а занимался своими личными, очень важными делами», — говорит учитель. (Ни в коем случае не следует выка­зывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос личного выбора каждого ребенка, и сюда учитель не вме­шивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического по­ведения.)

Ситуация 2. Учитель предлагает: «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие дела, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы».)

Через 2 минуты раздается звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стали делать сообща.

Ситуация 3. Задания к детям: «Вы — в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам...»

Учитель дает развернутые рассказы по сюжетным картинкам де­тей, например: «Мы ходили по лесу. Винни-Пух искал пчел, на­шел улей и полез в него. А я, Сова, летала над зарослями и искала пропавшего крошку Ру», или: «Мой друг не умеет плавать. Он си­дел на берегу и ждал меня. А я переплыл речку и сказал: «Давай я научу тебя плавать». Дети показывают, кто отвечал «Мы» или «Я» (рис.12).

Урок 2. Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-». Этот урок -продолжение организации детского сотрудничества. Главная задача урока - добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Мы уже гово­рили, что в начале обучения в школе внимание детей концентрирует­ся на учителе. Поэтому одна из задач первых дней - открыть для каждого ребенка его партнеров-сверстников, научить адресоваться к ним, обращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы.

Учителю нужно обязательно привлекать внимание детей к тем слу­чаям, когда они обращаются не по адресу.

Средством организации работы является схема класса.

1. Введение знаков «+», «-». Учитель говорит: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Вни­мания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она все­гда старалась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак«+»(показывает перекрещенные указатель­ные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показы­вала знак «-» (указательный палец вытягивает горизонтально, имитируя знак «-»), и ребенок мог быстро исправиться». (Пред­лагает детям поучиться быть внимательными друг к другу.)

Игра «Да и нет не говорите, черное и белое не берите». Учитель произносит первые слова игры: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите: да и нет не говорите, черное и белое не берите». (Задаются любые вопросы. В ответах не должно быть слов «черное», «белое», «да», «нет».) Сначала игру ведет учитель. Он задает 5-7 вопросов. Прежде чем задать вопрос, на схеме класса указывает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жестами помогают найти нужного человека. Он встает. Учитель за­дает вопрос. Ребенок отвечает. Класс показывает жестами знак «+» или«-».

Учитель должен находиться не там, где отвечающий. Это позволит взрослому увидеть тех детей, которые адресуют свои оценки не говорящему, а учителю. Нужно зафиксировать эту «странность»: «Аня, ты меня хвалишь за хороший ответ? Женя, ты мне ставишь плюс?» или «Валя, почему так получается: отвечает Света, а дети хвалят за это меня?» Приглашая отвечать очередного ребенка, надо напоминать всем о необходимости повернуться к говорящему и смотреть на него.

2. На схеме класса учитель в разных углах развешивает значки групп
(«Ромашка», «Солнышко» и т. п.) и просит детей быстро объеди-­
ниться по группам. Предстоит устная работа, ее необязательно де­-
лать сидя.

Группа придумывает 2-3 вопроса и ведет игру «Да и нет не гово­рите...». Задание группе: сочинить 2 вопроса и показать знаком «Мы готовы...». Первой начинает группа, раньше всех закончившая подготовку и выбравшая верный жест. Группа, ведущая игру, дела­ет следующее:

а) назначает группу отвечающих;

б)задает вопрос;

в) жестами (имитация знаков «+»,«-») оценивает ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается орденом Внимания. Группа отвечающих имеет право секунду посоветовать­ся (шепотом).

Проводится игра «Три-четыре-пять». Ведущий (тот, на кого указал учитель) делает шаг вперед и поднимает один палец. Все его соседи справа должны «написать» последующие цифры: ближайший ребенок выходит, подняв два пальца, следующий под­нимает три пальца и т. д.

Остальные игроки жестами показывают знак «+» или «-». Можно играть до победного конца: команды, получившие оценку «-», вы­бывают из игры, но выходят в центр круга и продолжают оцени­вать действия играющих.

Дети садятся за парты кто, где хочет. Учитель предлагает подвести итоги первых двух сегодняшних уроков: чему дети учились? На схе­ме времени обозначает два прошедших урока, просит детей вспом­нить, чем они занимались, чему учились, какие новые правила школьной жизни узнали (приглашая ребенка ответить, указывает на знак «Я»). Можно задавать наводящие вопросы, на которые дети будут отвечать, воспроизводя жестами знаки«+»,«-». («На первом уроке вы впервые узнали, что такое "зеркало"?», «На первом уроке вы впервые узнали, как по-школьному сказать: "Мы готовы..."?»). Итог обозначается на схеме (рис. 15).

Урок 3. Самооценка, критерии, оценка

23 ноября 2011 г.

Просмотров: 10681 | Добавил: recieved | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz