Об именах и их значении интересно поговорить всегда. Но хорошо бы, чтобы за бортом такой беседы не осталась проблема, существующая, пожалуй, в каждом классном коллективе, – проблема прозвищ, от которой напрямую зависят отношения школьников между собой и атмосфера в классе.
Задачи:
• развивать творческие способности детей;
• содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся;
• способствовать воспитанию у школьников чувства уважения к людям и к себе;
• развивать умение работать с различными литературными источниками;
• содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор для презентаций; литература по теме классного часа (например, Зима Д., Зима Н. “Тайна имени”, Ладыженская Т.А. и др. “Развитие речи: школьная риторика”; Полякова Е.Н. “Из истории русских имен и фамилий”; Суслова А.В., Суперанская А.В. “О русских именах”); иллюстративный материал.
Введение в тему
Классный час начинается со сценки “Разговор о вежливости” (Б.В. Бушелева), которая иллюстрирует во многом типичный стиль общения подростков.
Сценка
– Вот, например, если я сижу в автобусе, – сказала Лида Петрова, – а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
– Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян.
– А еще надо сказать: “Садитесь, пожалуйста!” – поняла, ворона?
– Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалев.
– Надо сказать этой старушке: “Будьте любезны, садитесь, пожалуйста”.
– Понятно! А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место.
– Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса.
Учитель. Что вам не нравится в разговоре ребят о вежливости?
Ученики отвечают, отмечают, что герои использовали достаточно грубые слова в своем разговоре.
Учитель. Как подобный разговор характеризует героев? Какие невежливые слова пробегали в разговоре ребят?
Школьники высказываются, перечисляют невежливые слова (в тексте сценки они выделены). В ходе беседы ученики вместе с учителем приходят к выводу, что важно следить за тем, как ты обращаешься к другому человеку и какие слова при этом используешь.
Учитель. А какое обращение особенно приятно будет любому человеку? Конечно, обращение по имени.
Науки об именах
Учитель. Почему у человека есть имя, фамилия и отчество?
Школьники делятся мыслями.
Учитель. Представьте, что вашего знакомого зовут Александром Ивановичем Щукиным. Подумайте, как его именуют в различной обстановке близкие и малознакомые люди, ровесники и не ровесники?
Учащиеся предлагают варианты имени, которым героя могли называть в детском возрасте (родители, ровесники в детском саду и школе, воспитатели и учителя), а также в статусе уже взрослого человека (родственники, друзья, коллеги по работе, малознакомые люди).
Возможные варианты:
Пока он был маленьким, ходил в детский сад или школу, родители его называли Шуриком, Саней, Санечкой. Воспитатели и учителя – Сашей, Сашей Щукиным, ребята в классе и во дворе – Щукой.
Когда он стал взрослым человеком, близкие люди его зовут Саней, Сашей и даже шутливо Щукой, на работе, в официальной обстановке – товарищем Щукиным, Александром Ивановичем Щукиным или Александром Ивановичем.
Учитель. Изучением имен занимаются различные науки. Давайте посмотрим, что это за науки и что они изучают.
Школьники вместе с учителем (см. материалы приложения) или самостоятельно, на основе литературы по теме выполняют задания.
Задания:
• перечислить науки, которые изучают имена;
• определить количество и группы распространения имен;
• выявить состав имен в классе по группам распространения.
Как звать?
Звучит стихотворение И.Снегова “Анастасия”.
Что в глазах ненастненько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто жизнь – фантастика
Трех матрех вместила;
Ася, Стася, Настенька,
Все – Анастасия.
Учитель. Итак, мы уже отметили, что у одного имени может быть много различных вариантов. Это официальные и неофициальные, полные и сокращенные формы имени.
На примере имени Александр учитель совместно с детьми составляет схему его вариантов. Затем школьники самостоятельно составляют подобные схемы со своим именем.
В ходе фронтальной беседы учащиеся обсуждают, зачем людям нужны имена и как они выбираются для каждого человека. Школьники по желанию рассказывают, что они знают о своем имени и как их чаще всего называют.
Учитель. Значение имени для человека отражено и в народном творчестве. Вспомните, какие пословицы на данную тему вам знакомы.
Варианты пословиц:
• Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.
• С именем – Иван, без имени – болван.
• В ком чаем, того и величаем.
• У милого дитяти много имен.
• Трех лет Ивана по отчеству звать рано.
Учитель подводит итоги беседы.
Учитель. Имя, несомненно, важно для человека. Трудно обратиться к кому-либо иначе, чем назвав его по имени. У древних славян существовал обычай: человек должен был добыть себе имя в бою, труде, состязании или иных занятиях и получал его по характеру и своим личным достоинствам. Сейчас нам дают имя самые близкие люди – родители. В каждое имя они вкладывают свой смысл.
Происхождение прозвищ
Учитель. Но всем нам известно, что люди называют друг друга не только по именам, но и по прозвищам. Как вы думаете, почему люди дают друг другу прозвища?
Школьники делятся своими соображениями и изучают вместе с учителем происхождение прозвищ и их тематических групп (см. таблицу).
Прозвища
По порядку
рождения По дням
недели По внешним
признакам По характеру
человека По названию
животных Первуша Пятница Белыш
Белый Добрыня Орел Третьяк Суббота Черныш Злоба Медведь Последыш Неделя Рыжий Молчун Слон
Учитель. Часто прозвищами являются названия животных. Почему?
Школьники отвечают, учитель подводит их к мысли, что подобные прозвища даются по внешнему сходству либо с опорой на основные черты (особенности поведения) животных.
Учитель. Приведите примеры прозвищ-животных и определите, что означает то или иное прозвище.
Школьники анализируют распространенные прозвища и их значение.
Возможные варианты:
Баран – упрямый, непонимающий, как баран смотрит на новые ворота.
Горилла – огромный, мощный, здоровяк, страшный.
Дятел – пустоголовый, стукач.
Заяц – трусливый, хвастун, доверчивый.
Котик – ласковый, любимый, ловкий.
Крыса – вредность, проныра, воровка, предатель.
Ленивец – ленивый, медлительный, сонный.
Медведь – неуклюжий, сильный, толстый.
Свинья – грязнуля, неряха, толстая, наглая.
Хорек – хитрый, наивный.
Осел – упрямый, тупой.
Учитель. А что, на ваш взгляд, общего между именем и прозвищем и чем они отличаются?
Ученики отвечают на вопрос, говорят о часто возникающей негативной окраске прозвищ.
Учитель. А как вы относитесь к именованию людей по прозвищам?
Ребята высказываются, объясняя свою позицию.
Подведение итогов
Учитель. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Просто так человека никто не называет, его нарекают, исходя из тех или иных соображений.
Учитель помогает ученикам сформулировать выводы из состоявшейся беседы.
Примерные выводы:
• Имя – это первое, что люди узнают о человеке. Имя важно для человека.
• Трудно обратиться к человеку иначе, чем назвав его по имени.
• Имя может быть разным по значению и по звучанию: сильным, резким или, наоборот, мягким, ласковым.
• Имя и отношение к нему каждого из нас влияет на человека, а человек влияет на имя.
• Все имена красивые и благозвучные.
• Прозвищем можно обидеть человека.
• Лучше называть одноклассников, друзей, взрослых только по имени.
Учитель. Будьте вежливы, с гордостью носите свое имя и зовите друг друга только по имени – и люди к вам потянутся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Науки об именах
• ономастика (от греческого ономастик – искусство давать имена) – наука об именах собственных, занимается разбором свойств и качеств собственных имен;
• антропонимика – наука об именах людей;
• антропонимика – научная дисциплина, изучающая именования;
• зоонимика – наука об именах животных.
Количество имен
• около 900 мужских и 250 женских имен – насчитывалось в месяцеслове 1891 года;
• на 5300 мужских имен приходится не более 50 женских – в словаре Н.М. Тупикова;
• 316 мужских имен, 180 женских – в “Справочнике личных имен народов РСФСР”;
• 362 мужских имени, 185 женских – в “Орфографическом словаре русского языка” под редакцией С.Г. Бархударова;
• 246 мужских, 153 женских – в книге А.А. Угрюмова “Русские имена”.
Состав имен по группам распространения
(по данным на 1988 г.)
• имена массового распространения (например, Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей, Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Ольга, Юлия);
• имена широкого распространения (например, Андрей, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Виктория, Ирина, Светлана);
• имена ограниченного распространения (например, Игнат, Кирилл, Алёна, Кристина, Яна);
• редкие имена (например, Архип, Вацлав, Тихон, Глафира, Фотина).