Современный предприниматель всеми правдами и неправдами ищет способы увеличить прибыль за счет экономии на налоговых отчислениях, используя несовершенство налогового закона и старые добрые фирмы-однодневки.
Как рассказал замначальника УЭБиПК ГУ МВД по Москве Иван Романенко, сегодня коммерсанты активно применяют так называемую систему «оптимизации налогообложения», чтобы минимизировать выплаты в бюджет. Это специфическая форма планирования хозяйственной деятельности, наем рабочей силы, в том числе фиктивный, а также размещение финансовых средств налогоплательщика с целью минимального отчисления налогов в казну и получения различных льгот. По сути это либо прямое нарушение налогового законодательства, либо манипуляция нормами закона, позволяющая полулегально злоупотреблять нормами закона. Чаще всего подобная «оптимизация» связана с использованием подконтрольных фирм-однодневок.
За последние 3 года существенно изменилась процедура привлечения к ответственности. В частности, многократно увеличен размер неуплаты, с которой утаивание дохода считается преступлением (до 10 миллионов рублей для организаций). Также была изменена подследственность налоговых преступлений — если раньше подобными делами занимались следователи МВД, то сегодня — это функция Следственного комитета.
Дело в том, что раньше у сотрудников СК не было достаточного опыта для расследования столь сложных преступлений, как хитроумные манипуляции с налогами. Но позже ситуация была исправлена кадровым решением — многие полицейские специалисты в области налогообложения поступили на работу в профильные подразделения СК. Несмотря на усложнение процедуры привлечения к ответу налоговых преступников, в 2012 году количество раскрытых криминальных схем возросло на 43,3 процента. В суд было направлено 47 подобных дел, привлечены по уголовным статьям 44 крупных предпринимателя. Общая сумма выявленного ущерба для казны составила почти 2,2 миллиарда рублей. Удалось вернуть государству почти 214 миллионов рублей.
— Если раньше для привлечения к ответственности предприятия было достаточно материалов проверки наших профильных подразделений, то сегодня для возбуждения уголовного дела необходимо решение налогового органа, — пояснил «Вечерней Москве» начальник 5-й оперативно-разыскной части Максим Самсонов.— Мы собираем информацию, документируем факты противоправной деятельности, вычисляем фирмы-однодневки, затем эти материалы передаются в налоговую инспекцию, после чего уже налоговики инспектируют предприятие, подсчитывают сумму неуплаченных налогов. Самостоятельно налоговая служба не в состоянии полноценно провести ревизию, так как зачастую сталкивается с многочисленными уловками сотрудников предприятия. Часто персонал предприятия в присутствии инспекторов пытается уничтожить печати и штампы, сжечь носители с бухгалтерской информацией.
Иван Романенко также подчеркнул, что участие в делах трех ведомств — налоговых органов, полиции и представителей Следственного комитета препятствует коррупции. Также на пресс-конференции был затронут вопрос о готовности подразделений УЭБиПК к возможному увеличению дел о неуплате налогов физическими лицами в связи с возможным принятием закона о «резиновых» квартирах.
— С прошлого года у нас есть совместные планы с подразделениями УФМС и территориальными органами полиции, — пояснил полковник полиции Иван Романенко. — В частности, участковые уполномоченные проводят работу по выявлению квартир, незаконно сдаваемых внаем. Люди, имеющие неучтенные доходы, ставятся на учет. Так что в случае принятия закона у нас будет над чем работать.